Первое, что необходимо сделать, - получить так называемую справку "переселенца". То есть, человек должен зарегистрироваться и стать на учет в местных органах власти по месту временного проживания (пребывания). Это обязательное условие для получения пенсий и других видов пособий, которые люди получали по месту регистрации.
Для получения справки совершеннолетний переселенец должен лично или через своего законного представителя обратиться с заявлением в уполномоченные органы - управление по вопросам социальной защиты населения районной госадминистрации или исполнительный орган городского или районного совета по месту временного проживания (в народе "собес").
Кроме того, исходя из постановления Кабмина № 509, принимать заявления и выдавать справки о постановке на учет могут работники жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭО) по месту жительства лица, а также сельские и поселковые совета по согласованию с Минсоцполитики (но на практике такой механизм еще не работает).
Если человек не самостоятельно выбирает место проживания, а размещается на новом месте региональным штабом по вопросам социального обеспечения переселенцев, то заявление подается соответствующему должностному лицу, привлеченному к работе штаба.
Для получения справки о постановке на учет несовершеннолетних, которые выехали без родителей или членов семьи, заявление подает опекун, попечитель или законный представитель.
Следует помнить, что уполномоченные органы имеют право осуществлять проверки с посещением фактического места проживания переселенцев, указанного ими в заявлении.
В заявлении на получение справки "переселенца" указываются:
• фамилия, имя и отчество;
• гражданство (подданство);
• дата и место рождения;
• пол;
• сведения о составе семьи, в том числе о несовершеннолетних, прибывших вместе с заявителем;
• сведения о зарегистрированное и фактическое место нахождения;
• адрес, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручения официальной корреспонденции и контактный номер телефона;
• идентификационный номер (кроме лиц, которые через свои религиозные убеждения отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеют отметку в паспорте или не являются гражданами Украины);
• обстоятельства, повлекшие перемещение из района проведения антитеррористической операции;
• наличие у каждого из членов семьи в собственности жилого помещения, расположенного в свободных регионах Украины;
• сведения о месте работы и времени, с которого лицо там работает;
• сведения о жилых, социальных, медицинских, образовательных и иных потребностях.
С формой заявления можно ознакомиться здесь.
Какие документы нужны для получения справки переселенца
К заявлению о получении справки необходимо предоставить:
- Для граждан Украины - внутренний паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (например, временное удостоверение гражданина Украины, служебный паспорт, удостоверение лица о возвращении в Украину);
- Для иностранцев или лиц без гражданства - паспортный документ, вид на жительство или иной документ, удостоверяющий личность (например, проездной документ беженца, удостоверение лица без гражданства для выезда за границу).
В случае, если заявление подает не сам переселенец, а его представитель, то дополнительно нужно предъявить документ, удостоверяющий личность этого представителя, а также документ, подтверждающий его полномочия как законного представителя (доверенность), кроме случаев, когда представителями являются родители или усыновители.
ВАЖНО! В случае потери или кражи документов, удостоверяющих личность, переселенец должен обратиться к территориальным подразделениям Государственной миграционной службы (паспортный стол) по месту временного пребывания, которые в однодневный срок выдают временное удостоверение, которое подтверждает лицо гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства.
Справка выдается бесплатно в день подачи заявления.
Она должна быть распечатана на бумаге формата А4, заверенная подписью должностного лица и печатью организации, выдавшей документ.
В случае утраты или порчи справки выдается дубликат на основании заявления переселенца.
В справке указывается фактическое место проживания переселенца и адрес, куда будут перечислены средства вне зоны АТО.
Переселенцю может быть отказано в выдаче справки, если у него нет причин для внутреннего перемещения (например, если он выехал из зоны АТО еще до начала военных действий или не является жителем территорий, которые не подконтрольны украинской власти).
Если в выдаче справки отказано, человек имеет право требовать от уполномоченного органа письменно обосновать причину отказа.
Для продолжения выплаты пенсии после переезда из зоны АТО необходимо до 1 декабря 2014 года обратиться в управление Пенсионного фонда Украины в районе (городе, районе в городе), где пенсионер фактически находится (проживает) и предоставить:
- Заявление о запросе пенсионного дела;
- Справку о постановке на учет (справку "переселенца), полученную в органах соцзащиты.
К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность пенсионера - паспорт и пенсионное удостоверение.
Выплата пенсий осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, до которого выплачена пенсия по предыдущему месту жительства. Другими словами, если пенсионер из зоны АТО последний раз получал выплату, например, за август, то при постановке на учет по месту временного проживания (до 1 декабря) ему обязаны выплатить пенсию за предыдущие 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) уже по новому месту пребывания.
ВАЖНО! Пенсионеры из Донбасса, которые уже получают пенсию в другом регионе Украины, должны до 1 декабря 2014 предоставить в орган Пенсионного фонда, в котором переоформлялась пенсия, справку о постановке таких лиц на учет, другими словами принести "справку переселенца". В противном случае выплата пенсий с 1 декабря будет заморожена.
Сейчас рассматривается вопрос о продлении сроков подачи документов для оформления соцвыплат.
Пенсию по месту фактического пребывания (проживания) можно получить через предприятие почтовой связи либо на карточный счет в банковском учреждении, с которым органом Пенсионного фонда заключен соответствующий договор.
Пенсионерам, которые имеют карточные счета, открытые в банковских учреждениях Донецкой и Луганской областей, не стоит беспокоиться. Если на новом месте жительства есть отделение соответствующего банка, то люди, как и прежде, будут получать деньги на свой счет. Дополнительно обращаться для регистрации в местное отделение банка таким пенсионерам не нужно.
Остальным переселенцам пенсионного возраста, которые желают получать деньги через банк, придется открыть карточный счет в отделении банка, с которым Пенсионный фонд заключил договор о проведении выплат.
Другие виды соцвыплат
Кроме пенсий, для вынужденных переселенцев предусмотрена также государственная социальная помощь следующим категориям:
- Семьям с детьми;
- Малообеспеченным семьям;
- Инвалидам с детства;
- Детям-инвалидам.
Для переоформления указанных выплат нужно стать на учет в местных органах социальной защиты населения ("собесах") по месту фактического пребывания (проживания). Процедура постановки на учет аналогична той, по которой на учет берутся пенсионеры. При себе надо иметь паспорт, а также идентификационный код и соответствующее льготное удостоверение (при наличии).
Ежемесячная адресная помощь
Временным переселенцам следует также знать о положенной им материальной помощи на покрытие расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.
На такую помощь, согласно постановлению Кабмина № 505, могут рассчитывать граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины и перемещаются с временно оккупированной территории Украины и районов проведения АТЕ.
Выплаты производятся ежемесячно, но не более 6 месяцев с момента обращения.
Размер пособия составляет:
- Для нетрудоспособных лиц (пенсионеры, инвалиды, дети) - 884 гривни на одного человека (члена семьи);
- Для трудоспособных лиц - 442 гривни на одного человека (члена семьи).
Общая сумма пособия на семью рассчитывается как сумма размеров пособия на каждого члена семьи и не может превышать 2400 гривен в месяц.
ВАЖНО! Если трудоспособные лица не устроились на работу или находятся в трудовых отношениях с работодателями на временно оккупированной территории Украины или зоны АТО, но фактически не работают, в течение 2 месяцев после начала выплаты пособия ее размер на следующие 2 месяца сокращается на 50%, а еще через 2 месяца - прекращается.
Однако это правило не распространяется на тех кто:
- Находится в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет;
- Имеет трех и более детей до 16 лет;
- Ухаживает за инвалидами І группы или ребенком-инвалидом до 18 лет, или инвалидами і И ІІ групп вследствие психического расстройства, или лицами, которые достигли 80-летнего возраста;
- Предоставляет социальные услуги.
Следует учитывать, что пособие назначается на всю семью, но выплачивается на банковский счет одного из ее членов.
Для оформления ежемесячной адресной помощи лицам необходимо обратиться в те же "собесы" и получить справку о взятии на учет лица, которое перемещается (то есть получить справку "переселенца"). Порядок ее получения описан в начале этой статьи.
При себе нужно иметь паспорт, свидетельства о браке и рождении ребенка, идентификационный номер (нужен для заполнения заявления).
К заявлению, которое заполняется на месте, прилагаются: копия свидетельства о браке, копии свидетельств о рождении детей, в свободной форме письменное согласие о выплате пособия одному уполномоченному члену семьи.
ВАЖНО! На момент обращения за помощью уполномоченный член семьи должен иметь банковский счет, куда будут перечисляться деньги.
Выплата ежемесячной адресной помощи назначается в течение 10 дней с момента обращения, о чем извещается уполномоченный член семьи.
В предоставлении материальной помощи могут также и отказать, если:
- У кого-нибудь из членов семьи есть в собственности жилье, расположенное не в зоне АТЕ;
- У семьи есть в собственности два и более транспортных средства;
-на депозитном банковском счете есть средства в размере, превышающем 12180 грн (то есть 10 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц).
В Северодонецке Луганской области чиновники требовали от переселенцев, что переоформляли пенсии и соцвыплаты, получить в паспортном столе штамп о временной регистрации. Мол, без этого штампа справки "переселенца" выдать не смогут.
Акцентируем внимание, что подобные требования сотрудников органов соцзащиты являются незаконными. Паспорт предоставляется переселенцем с целью подтвердить, что он является жителем одного из регионов в Луганской или Донецкой области, которые временно контролируются террористами.
Никаких других документов для выдачи справки "переселенца", как, например, справка с работы или договор об аренде для получения справки о взятии на учет и т. п, постановлением № 509 не предусмотрено.
Это же подтвердили и в Министерстве социальной политики Украины - для постановки на учет достаточно подать заявление в установленной форме и предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
Перечень "горячих линий" помощи для временных переселенцев:
- Для людей, которые планируют выехать из зоны АТО - Межведомственный координационный штаб, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям: 101, 044-247-30-02, 044-247-32-92, mns.gov.ua
- Для получения информации от органов исполнительной власти - правительственная "горячая линия": 0-800-50-73-09
- Для получения помощи в трудоустройстве, Государственная служба занятости: 0-800-50-50-60, dcz.gov.ua, trud.gov.ua
- По вопросам пенсионных выплат - Пенсионный фонд Украины: 0-800-50-37-53; pfu.gov.ua
- Для получения социальной помощи - Министерство социальной политики Украины, 044 289-53-68, mlsp.gov.ua
- По вопросам восстановления утраченных документов - Государственная миграционная служба: 044-278-50-30; dmsu.gov.ua
- "Горячая линия" Министерства здравоохранения - 0-800-801-333
Также действует интерактивный онлайн ресурс для переселенцев - vpo.gov.ua
|